RU EN
Интернет-портал Российского общества клинической онкологии

Новости Общества

09.12.2019

Интервью с М.В. Черных, главным врачом онкорадиологического центра «ПЭТ Технолоджи Подольск», об итогах года

Черных Марина Васильевна
Черных Марина Васильевна
Заместитель директора по радиологическим методам лечения НИИ КО ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, заведующая отделением радиотерапии, доцент кафедры онкологии, радиотерапии ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» МЗ России, член правления RUSSCO, кандидат медицинских наук, Москва

– Завершается 2019 год. Чем он запомнится, если говорить о Вашем учреждении?

Думаю, что уходящий год для всех сотрудников нашего центра запомнится надолго. 2019 был насыщен онкологическими и организационными событиями. Мы стали официальной клинической базой ГНЦК им. А.Н. Рыжих под руководством академика Шелыгина Юрия Анатольевича. И кафедры онкологии, радиотерапии и пластической хирургии ПМГМУ им. И.М. Сеченова под руководством академика Решетова Игоря Владимировича, при поддержке которого мы имеем возможность участвовать в протоколах и начать подготовку ординаторов по специальности «радиотерапия».

Конечно, самым запоминающимся событием стала наша история с паллиативной помощью – «Фракция надежды». Это лучевая терапия пациентам с болевым синдромом в день обращения. В рамках программы за уходящий год пролечено более 200 пациентов с метастатическим поражением костей и 60 пациентов с метастатическим поражением головного мозга. Когда мы запускали программу, понимали, что это будет невероятно важно для наших пациентов, но даже не ожидали, что история про надежду станет так важна для всего нашего коллектива. Приложим все усилия, чтобы сохранить боевой настрой и продолжать работать в таком же духе.

– Можете ли Вы сказать, что выделенные в этом году дополнительные средства на лекарственное обеспечение онкологических пациентов существенно изменили ситуацию?

Ситуация изменилась значительно, и однозначно в лучшую сторону. Понятно, что далеко не все проблемы с лекарствами решены, но тенденция положительная.

– Существует ли зависимость выделения денег государством на онкологическую помощь и возможность обеспечения бо́льшего количества пациентов в частных центрах?

Да, на мой взгляд, зависимость прямая. Частным инвесторам стало очень выгодно вкладывать деньги в медицинские программы (организация клиник химиотерапии, строительство центров ядерной медицины). В первую очередь выигрывают наши пациенты, которые могут получить качественное, современное онкологическое лечение как в государственном, так и в частном центре в рамках полиса ОМС.

– Какие изменения в целом ждут Вашу клинику в 2020 году?

Очень надеемся, что никаких глобальных потрясений не будет. Продолжим работать, лечить пациентов. Лично я очень надеюсь, что удастся завершить проект с открытием кабинета обезболивающей терапии в нашем центре, и мы сможем выдавать рецепты на сильнодействующие препараты. Очень хочется запустить программы по подготовке врачей – радиотерапевтов и медицинских физиков.

– На Ваш взгляд, что нужно сейчас сделать в первую очередь, чтобы повлиять на увеличение продолжительности жизни больных в Московской области?

Сложный вопрос, на который, наверное, я не смогу дать однозначного ответа. В первую очередь нужно очень много работать. Конечно, необходимо усиливать первичное звено и привлекать молодые, активные, трудоспособные кадры.

– Существует ли кадровая проблема в Вашем центре? Есть ли ощущение, что увеличивающееся количество онкологических больных может привести к значимому недостатку медицинского персонала? Случится ли это в ближайшие годы?

Кадровая проблема существует, и довольно остро. Радиотерапевт – не самая популярная специальность, а уж медицинский физик совсем редкая. Еще меньше специалистов, которые умеют работать на современном оборудовании. И потому с каждым годом мы будем все сильнее ощущать дефицит высококвалифицированных кадров.

– Говоря о мировых достижениях и успехах в онкологии, что Вас больше всего впечатлило за последнее время?

Если честно, то последнее время я все время удивляюсь так стремительно меняющимся тенденциям, и это замечательно! Во-первых, это конечно иммунотерапия, которая так изменила наше понимание о течении болезни.

В лучевой терапии в последний год, может, и не было каких-то глобальных изменений, но вот общие тенденции заставляют пересматривать устоявшиеся взгляды на разовые дозы, повторное облучение, которое раньше казалось невозможным, а сейчас все чаще входящим в нашу рутинную практику. Так замечательно, что меняются парадигмы, и твоя задача – быть все время на волне, успевать меняться, быть современным, знающим онкологом и получать невероятное удовольствие от своей специальности.