RU EN
Интернет-портал Российского общества клинической онкологии

Новости онкологии

24.08.2020

Целесообразно ли использование СА-125 для оценки эффективности терапии ингибиторами контрольных точек иммунного ответа у пациенток с диссеминированным раком яичников?

Румянцев Алексей Александрович
Румянцев Алексей Александрович
Заведующий отделением лекарственных методов лечения злокачественных опухолей №4 НИИ клинической онкологии ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, председатель Комитета молодых онкологов RUSSCOjr, член правления RUSSCO, кандидат медицинских наук, Москва

В июне 2020 года в журнале Gynecologic Oncology были опубликованы результаты ретроспективного исследования, посвященного изучению роли опухолевого маркера СА-125 в мониторинге течения опухолевого процесса у пациенток с диссеминированным раком яичников, которым проводилась терапия различными иммунотерапевтическими агентами, воздействующими на контрольные точки регуляции иммунного ответа. Включались пациентки, получавшие различные препараты этого класса, в т.ч. ингибиторы сигнального пути PD-1/PD-L1, CTLA-4, LAG-3 – в монотерапии или в комбинации с другими иммунотерапевтическими агентами.

Авторами исследования был проведен анализ изменений (%) концентрации CA-125 с исходного уровня до окончания лечения, а также в течение 12 недель с момента начала иммунотерапии. Данные об изменениях концентрации СА-125 были сопоставлены с радиологическими оценками эффективности терапии, на основании последних пациентки были разделены на 2 категории:

  1. пациентки, получившие «клиническое преимущество» от проведения иммунотерапии, под которым понималось достижение полного или частичного ответа либо длительная стабилизация заболевания на фоне лечения (более 24 недель);
  2. пациентки, не получившие преимущества от проведения иммунотерапии – под этим определением понималось несоответствие ни одному из вышеперечисленных критериев ответа.

Большинство пациенток, включенных в данную работу, получали иммунотерапию в рамках различных клинических исследований. Участие пациенток, получавших иммунотерапевтические агенты в сочетании с химиотерапевтическими препаратами, не допускалось. К сожалению, из анализа были исключены пациентки с большинством «редких» подтипов рака яичников (нейроэндокринные опухоли, мелкоклеточный рак, герминогенные опухоли, а также муцинозные опухоли). Всего в исследование было включено 59 пациенток, медиана линий ранее проведенной терапии составила 4 (от 2 до 12 линий). У 51 (86%) пациентки гистологический подтип опухоли соответствовал серозной аденокарциноме высокой степени злокачественности (high-grade), у 5 (8,5%) пациенток был диагностирован светлоклеточный рак яичников.

По результатам исследования у 15 (25%) пациенток было отмечено достижение клинического преимущества от проведения иммунотерапии, включая 3 пациенток со светлоклеточным раком яичников. У 11 (73%) пациенток, получивших выигрыш от применения иммунотерапии, был отмечен рост концентрации СА-125, при этом средний прирост концентрации данного биомаркера в течение всего периода лечения составил +130% от исходного уровня. У пациенток из второй группы исследования средний прирост концентрации СА-125 составил +424% от исходного уровня. В первые 12 недель лечения показатель среднего прироста концентрации этого биомаркера в двух группах исследования составил +34% и +125% соответственно.

Таким образом, увеличение концентрации СА-125 на фоне иммунотерапии может не коррелировать с истинным прогрессированием опухолевого процесса. Естественными ограничениями данного исследования являются небольшой размер выборки (59 пациенток), а также его ретроспективный характер. Полученные результаты подчеркивают, что следует относиться с большой настороженностью к использованию «традиционных» биомаркеров эффективности терапии эпителиального рака яичников на фоне использования иммунотерапии, как и других современных «таргетных» препаратов.

По материалам оригинальной публикации: J.L. Boland, Q. Zhou, A.E. Iasonos, et al. Utility of serum CA-125 monitoring in patients with ovarian cancer undergoing immune checkpoint inhitor therapy. Gynecologic Oncology. https://doi.org/10.1016/j.ygyno.2020.04.710.