RU EN
Интернет-портал Российского общества клинической онкологии

Новости онкологии

08.04.2020

GU ASCO 2020: Новые данные в лечении рака предстательной железы

Гафанов Рустем Айратович
Гафанов Рустем Айратович
Старший научный сотрудник отдела комплексной диагностики и лечения заболеваний органов мочеполовой системы у взрослых и детей, ФГБУ «Российский научный центр рентгенорадиологии», кандидат медицинских наук, Москва

С появлением в арсенале врачей новых гормональных препаратов, воздействующих на путь передачи сигнала андрогенных рецепторов, подходы к лечению распространенного рака предстательной железы претерпели серьезные изменения.

В частности, в современных международных и отечественных клинических рекомендациях стандартом терапии 1-й линии больных метастатическим гормоночувствительным раком предстательной железы (мГЧРПЖ) является комбинированная терапия: андрогендепривационная терапия (АДТ) в комбинации с доцетакселом или новыми гормональными препаратами. АДТ в монорежиме должна проводиться только при невозможности комбинированной терапии. К изменению данных рекомендаций привели результаты нескольких исследований, опубликованных за последние годы.

В частности, в исследовании STAMPEDE мужчины с местнораспространенным РПЖ или мГЧРПЖ были рандомизированы в группы, получавшие только АДТ (группа A), АДТ в сочетании с золедроновой кислотой (группа B), АДТ в сочетании с доцетакселом (группа C) или АДТ в сочетании с абиратероном и преднизолоном (группа G) [1, 2].

В группе C исследования STAMPEDE применение АДТ в сочетании с доцетакселом привело к достоверному увеличению медианы общей выживаемости (ОВ) по сравнению с применением только АДТ (81 мес. в сравнении с 71,3 меc.; ОР 0,78; 95% ДИ 0,66-0,93). Также в группе G исследования STAMPEDE было продемонстрировано достоверное превосходство применения АДТ в сочетании с абиратероном над применением только АДТ в отношении показателя ОВ (83% в сравнении с 76%; ОР 0,63; 95% ДИ 0,52-0,76) в течение 3-летнего периода [1, 2].

Таким образом, по данным исследования STAMPEDE доцетаксел и абиратерон сопоставимо увеличивают общую выживаемость у больных мГЧРПЖ. Поэтому различия во влиянии проводимой терапии на качество жизни (КЖ) больных могут помочь клиницистам в выборе схемы лечения. В данном исследовании качество жизни больных оценивалось с использованием опросников EORTC QLQ C30 и PR25. Hannah L. Rush et al. представили данные прямого сравнения КЖ больных мГЧРПЖ, получавших терапию доцетакселом или абиратероном [3].

Наибольшее и достоверное преимущество гормональной терапии по сравнению с химиотерапией отмечалось в течение 1-го года лечения. Общий индекс КЖ на протяжении 2-х лет наблюдения был на 3,9 балла (95% ДИ 0,6-7,2; p=0,02) выше у пациентов, получавших терапию абиратероном. В группе доцетаксела на протяжении 2-х лет наблюдения был выше индекс боли – 6,3 (95% ДИ 10,0-2,6; p=0,001) и усталости – 3,9 (95% ДИ 7,7-0,1; p=0,042).

Резюмируя данные исследования STAMPEDE, можно сказать, что влияние вида проводимой терапии на КЖ пациента должно приниматься во внимание при выборе той или иной стратегии лечения. Несмотря на свою эффективность, химиотерапия доцетакселом у больных мГЧРПЖ приводит к достоверному снижению качества жизни по сравнению с гормональной терапией с наибольшими различиями в течение 1-го года лечения.

Комбинированная терапия бикалутамидом и АДТ широко используется у больных мГЧРПЖ. Также бикалутамид часто используется у больных кастрационно-резистентным РПЖ (КРРПЖ), несмотря на отсутствие клинической эффективности. Данные исследований TERRAIN и STRIVE подтвердили преимущество энзалутамида по сравнению с бикалутамидом в терапии 1-й линии у больных мКРРПЖ. В исследовании ENZAMET было продемонстрировано увеличение ОВ у больных мГЧРПЖ при применении энзалутамида по сравнению в антиандрогенами 1-го поколения и с бикалутамидом в частности. Тем не менее, высокая частота применения предшествующей терапии бикалутамидом отмечалась в исследованиях терапии 1-й линии мКРРПЖ: PREVAIL с энзалутамидом (87% всех включенных пациентов) и COU-AA-302 с абиратероном (99% всех включенных пациентов).

Daniel J. George et al. представили результаты ретроспективного исследования по сравнению ОВ у больных мКРРПЖ, получающих терапию энзалутамидом или абиратероном в 1-й линии или терапию данными препаратами во 2-й линии после предшествующей терапии бикалутамидом (>90 дней) [4].

Всего в регистре Veterans Health Administration было идентифицировано 5680 записей пациентов с назначением энзалутамида или абиратерона, из них 3174 пациента удовлетворяли критериям включения/исключения. В исследование было включено 1229 пациентов, получавших энзалутамид (1068 получали энзалутамид в 1-й линии и 161 во 2-й линии после бикалутамида), и 1945 пациентов, получавших абиратерон (1628 получали абиратерон в 1-й линии и 317 во 2-й линии после бикалутамида).

Медиана периода наблюдения составила 18,27 мес. в группе энзалутамида и 19,07 мес. в группе абиратерона. Средняя продолжительность терапии 1-й линии была больше в группе энзалутамида по сравнению с абиратероном (9,93 мес. по сравнению с 8,47 мес., p=0,008). В группе энзалутамида медиана ОВ составила 29,63 мес. по сравнению с 25,87 мес. в группе абиратерона с достоверным снижением риска смерти на 16% при применении энзалутамида (ОР=0,84; 95% ДИ 0,76-0,94).

У больных, получавших абиратерон, предшествующая терапия бикалутамидом по поводу КРРПЖ привела к достоверному снижению ОВ по сравнению с пациентами, которые не получали бикалутамид (ОР=1,58; 95% ДИ 1,09-2,29). У больных, получавших энзалутамид, предшествующая терапия бикалутамидом также приводила к снижению ОВ по сравнению с пациентами, которые не получали бикалутамид, хотя различия не были достоверными (ОР=1,50; 95% ДИ 0,87-2,60).

Средняя длительность терапии бикалутамидом до начала лечения энзалутамидом или абиратероном составляла 4,6 мес. у всех пациентов, 4,0 мес. в группе энзалутамида и 5,2 мес. в группе абиратерона.

Результаты исследования показывают, что пациенты, получившие терапию бикалутамидом при КРРПЖ, имеют худшие показатели ОВ при последующем лечении абиратероном (ОВ при лечении абиратероном без бикалутамида на 3,4 мес. дольше) и энзалутамидом (ОВ при лечении энзалутамидом без бикалутамида на 6,5 мес. дольше) даже при добавлении времени на терапии бикалутамидом к расчету медианы ОВ.

Таким образом, в данном ретроспективном анализе было показано увеличение ОВ у больных мКРРПЖ при использовании в 1-й линии терапии энзалутамида по сравнению с абиратероном.

Назначение бикалутамида у больных мКРРПЖ снижает показатель ОВ при последующей терапии энзалутамидом и абиратероном. Средняя продолжительность лечения бикалутамидом составляла 4,6 мес. и была связана с 50% увеличением риска смерти по сравнению с отсутствием терапии бикалутамидом.

Эти данные подтверждают гипотезу о том, что отсрочка в назначении жизнеспасающей гормональной терапии у больных КРРПЖ негативным образом сказывается на показателях их выживаемости и не должна использоваться в клинической практике.

Литература:

  1. James ND, Sydes MR, Clarke NW, et al. STAMPEDE investigators. Addition of docetaxel, zoledronic acid, or both to first-line long-term hormone therapy in prostate cancer (STAMPEDE): survival results from an adaptive, multiarm, multistage, platform randomised controlled trial. Lancet. 2016; 387: 1163-1177.
  2. James ND, de Bono JS, Spears MR, et al. STAMPEDE Investigators. Abiraterone for prostate cancer not previously treated with hormone therapy. N Engl J Med. 2017; 377: 338-351.
  3. Hannah L. Rush, et al. Comparative quality of life in patients randomized contemporaneously to docetaxel or abiraterone in the STAMPEDE trial. J Clin Oncol. 2020; 38 (suppl 6; abstr 14).
  4. Daniel J. George, et al. Overall survival (OS) in men with chemotherapy-naïve metastatic castration-resistant prostate cancer (mCRPC) receiving bicalutamide (BIC) followed by enzalutamide (ENZA) or abiraterone (ABI). J Clin Oncol. 2020; 38 (suppl 6; abstr 40).

Статья предоставлена компанией «Астеллас». Публикуется в редакции авторов.