RU EN
Интернет-портал Российского общества клинической онкологии

Новости онкологии

15.04.2019

Дозоинтенсивные режимы на основе антрациклинов и таксанов снижают риск рецидива и смерти при РМЖ. Результаты метаанализа EBCTCG

Результаты метаанализа Early Breast Cancer Trialists’ Collaborative Group (EBCTCG), опубликованного в The Lancet, показали, что дозоинтенсивные режимы адъювантной химиотерапии на основе антрациклинов и таксанов у больных ранним раком молочной железы (РМЖ) снижают риск рецидива и смерти от РМЖ.

В метаанализ включили данные 37 298 женщин из 26 исследований, в которых изучали двухнедельные и трехнедельные режимы химиотерапии, а также последовательные полнодозовые и параллельные низкодозовые режимы на основе антрациклинов и таксанов. Анализ был стратифицирован в соответствии с возрастом больных, вовлечением лимфоузлов и видом исследования. Большая часть больных была младше 70 лет, у большей части были метастазы в регионарные лимфоузлы. Колониестимулирующие факторы чаще применяли в дозоинтенсивных группах. Первичными конечными точками считали рецидивы и смертность от РМЖ.

Учитывая данные всех 26 исследований, рецидивы РМЖ реже встречались в группах дозоинтенсивной терапии, чем стандартной: 10-летний риск рецидива составил 28,0% и 31,4% соответственно (отношение рисков 0,86; p<0,0001). Десятилетняя смертность от РМЖ была ниже в группах дозоинтенсивной терапии – 18,9% против 21,3% (ОР 0,87; p<0,0001), как и смертность от всех причин – 22,1% против 24,8% соответственно (ОР 0,81; p<0,0001). Снижение риска рецидива было сходным в семи исследованиях (n=10004), в которых сравнивали двух- и трехнедельные режимы химиотерапии, – 10-летний риск составил 24,0% против 28,3% (ОР 0,83; p<0,0001); в шести исследованиях (n=11028), в которых изучали последовательные и параллельные режимы на основе антрациклинов и таксанов, – 28,1% против 31,3% (ОР 0,87; p=0,0006); в шести исследованиях (n=6532), в которых изучали более короткие интервалы и последовательное применение, – 30,4% против 35,0% (ОР 0,82; p<0,0001). Сокращение риска рецидива РМЖ в группах дозоинтенсивной терапии было одинаково высоким и клинически значимым (p<0,0001) для гормон-зависимых и гормон-независимых вариантов РМЖ и не отличалось значительно по другим характеристикам больных или самого РМЖ.

«Недавние результаты исследования TAILORx продемонстрировали, что мы можем отменить цитотоксическую химиотерапию в тех случаях, когда она вряд ли принесет значительную пользу, – пишет Sara A. Hurvitz в комментарии к оригинальной статье. – Так наступила эра деэскалации терапии в соответствии с учетом индивидуального риска больных. Но тогда как можно объяснить данные, полученные в метаанализе EBCTCG?»

Есть два возможных объяснения, пишет эксперт. Гипотеза Goldie-Coldman предполагает, что селекция резистентных к химиотерапии опухолевых клонов может быть предотвращена с помощью дозоинтенсивных режимов. Гипотеза Norton-Simon на основе кинетики гомперциана предполагает, что более маленькие опухоли растут быстрее, чем опухоли большего размера. По мере того, как химиотерапия убивает опухоль, она растет быстрее между циклами. Поэтому более короткие интервалы между циклами могут быть более эффективными.

До сих пор, отмечает эксперт, не было определенного единого мнения в отношении целесообразности дозоинтенсивных режимов. Некоторые исследования показывали, что они более эффективные, другие – наоборот (что, кстати, могло быть следствием недостаточной мощности исследований). Отдельно Sara A. Hurvitz отмечает, что в представленном метаанализе большая часть больных изначально имели высокий риск рецидива – почти у 75% больных были метастазы в регионарные лимфоузлы. Возможно, это и есть потенциальное объяснение полученных результатов.

К ограничениям данного метаанализа доктор Hurvitz относит то, что у половины больных (набранных в период 1985-2001 гг.) не был известен HER2-статус опухоли. Но даже среди больных с HER2-положительным РМЖ (16%, n=2994) вряд ли было много тех, кто получал трастузумаб, ведь до 2006 года он не был одобрен в качестве адъювантной терапии. Очевидно, что большая часть больных с HER2-положительным РМЖ не получали таргетную терапию. Несмотря на то, что они также выиграли от дозоинтенсивной терапии, в эру, когда появились и другие анти-HER2-агенты (пертузумаб, нератиниб, трастузумаб-эмтазин), ее целесообразность под большим вопросом. Кроме того, для других вариантов РМЖ существуют новые препараты, такие как ингибиторы CDK4/6 и PARP, которые демонстрируют значительное преимущество в профилактике рецидивов РМЖ.

Помимо этого, доктор Hurvitz считает, что преждевременно делать выводы о пользе дозоинтенсивных режимов у больных старше 70 лет и при отсутствии метастазов в регионарные лимфоузлы, поскольку в метаанализе таких больных было немного. Наконец, дозоинтенсивные режимы применения не изучали в схемах без антрациклинов и таксанов, которые часто применяют у больных гормонзависимым РМЖ при отсутствии метастазов в регионарные лимфоузлы.

Источники:

  1. Early Breast Cancer Trialists' Collaborative Group (EBCTCG). Increasing the dose intensity of chemotherapy by more frequent administration or sequential scheduling: a patient-level meta-analysis of 37298 women with early breast cancer in 26 randomised trials. Lancet. 2019 Apr 6; 393(10179): 1440-1452.
  2. Sara A. Hurvitz. Dose intensification of chemotherapy for early breast cancer in the age of de-escalation. The Lancet. Online First. February 07, 2019.