Материалы конгрессов и конференций

VI РОССИЙСКАЯ ОНКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ-ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ОНКОЛОГИЧЕСКОМ СТАЦИОНАРЕ

Л.А. Лютко


ГУ "РНПЦДОГ", Минск


Республиканский научно-практический центр детской онкологии и гематологии как самостоятельное лечебное учреждение начал функционировать в октябре 1997 г. С открытием нового центра произошло слияние двух коллективов, а именно - детского онкологического отделения НИИ онкологии и медицинской радиологии им. Александрова и Республиканского детского онко-гематологического центра, состоявшего в структуре 1-ой клинической больницы г. Минска. Кроме того, в новом лечебном учреждении были введены в строй отделения, не существовавшие ранее ни в одной из двух клиник, указанных выше. Это, прежде всего, отделение трансплантации костного мозга, диспансерное отделение, отделение медицинской реабилитации. Значительно расширились отделения лучевой и функциональной диагностики, приемное отделение и дневной стационар. Все это потребовало одновременного привлечения в штат большого количества новых сотрудников, не знакомых со спецификой работы.

В сложившейся ситуации сроки на обучение медицинских сестер, пришедших из других учреждений, были сильно ограничены. Учитывая специфику стационара, на первом этапе были подготовлены и широко использовались в работе текстовые документы, в которых медицинские сестры, пришедшие на работу в центр, могли найти ответы на многие вопросы, касающиеся особенностей работы клиники для больных с онкологическими и гематологическими заболеваниями. В пакеты документов, названные "В помощь медицинской сестре", были включены выписки из основных нормативных документов, правила выполнения наиболее сложных для освоения медицинских манипуляций, применяемых для диагностики и лечения в центре, правила работы с антибактериальными и противоопухолевыми препаратами и т.д. Многие вопросы, касающиеся основных заболеваний, с которыми медицинские сестры сталкиваются в своей практике, были рассмотрены на тематических конференциях медицинских сестер. Однако первый опыт показал, что той работы, которая была проведена в плане теоретической подготовки на начальном этапе, недостаточно. Причин этому несколько. Во-первых, огромный поток информации, который в ограниченные сроки, отпущенные в отделении на подготовку к самостоятельной работе, достаточно сложно воспринимать. Во-вторых, это высокая физическая и психологическая нагрузка, выпадающая на медицинских сестер большинства отделений центра, которая, к сожалению, не всегда позволяла им посещать запланированные тематические конференции, не говоря уже о том, чтобы проявить инициативу и поработать с литературой самостоятельно. Таким образом, медицинские сестры, приходившие на работу в клинику, в плане теоретической подготовки оставались в основном слушателями.

Практическая подготовка молодых медицинских сестер в первый год работы центра осуществлялась в основном на рабочих местах более опытными медицинскими сестрами под руководством старших медицинских сестер. Анализ проведенной работы показал, что назрела необходимость совмещения теоретической и практической подготовки в одно целое, а также изыскание возможности мотивации к обучению медицинских сестер и, прежде всего, молодых специалистов.

В 1998-1999 гг. удельный вес медицинских сестер, пришедших из других лечебных учреждений, значительно снизился за счет притока в центр молодых специалистов. Для их подготовки была создана "Школа молодого специалиста", значительно расширен теоретический блок. Лекции дополнились видеоматериалами и слайдами, позволявшими более наглядно преподнести ту или иную тему. В теоретические занятия были введены элементы практической отработки основных манипуляций, используемых в клинике. С целью контроля уровня теоретической и практической подготовки до начала проведения учебного блока был организован зачет по трем основным разделам работы: санитарно-противоэпидемическому режиму, уходу за больными и трансфузиологии. После окончания обучающего блока зачет повторили. Это позволило сделать вывод о том, что теоретическая и практическая подготовка всех медицинских сестер, прошедших обучение, значительно улучшились. Однако объем процедур и манипуляций, проводимых больным в подразделениях центра, слишком велик для того, чтобы можно было в полном объеме оценить качество практической подготовки каждого из молодых специалистов вышеуказанными методами. Кроме того, все еще "выпадали" из поля зрения медицинские сестры, приходящие на работу в период между выпусками молодых специалистов и не имеющие возможности пройти полностью весь обучающий цикл. Поэтому в 2000 г. был создан проект универсальной обучающей программы, которую можно было бы использовать на протяжении года для обучения всех медсестер, приходящих в клинику. Основными целями создания программы были:

  • рационализация и ускорение практической подготовки медицинских сестер;
  • помощь курирующему обучение медицинскому персоналу в осуществлении контроля уровня знаний и качества каждого этапа подготовки;
  • оценка готовности молодого сотрудника проявлять инициативу в освоении нового материала.

Программа также призвана помочь молодому сотруднику лучше ориентироваться в потоке информации, самому в максимальном объеме контролировать количество и качество отработанных манипуляций, оценивать свою подготовленность к самостоятельной работе.

В течение года программа была доработана с учетом базовой подготовки медицинских сестер в училищах, а с мая по август 2001 г. апробирована в подразделениях центра при работе с молодыми специалистами и медицинскими сестрами, имеющими стаж практической работы в других лечебных учреждениях.

Программа представляет собой специальный пакет документов, в который включены следующие разделы.

  • Протокол предварительной беседы. Цель ее проведения - определение практической подготовки специалиста и "слабых мест", которые могут помешать быстрой адаптации молодого сотрудника, учитывая специфику работы в нашем центре; закрепление календарного плана практики, определение отделения/отделений, в которых будет проводиться практика, а также назначение руководителя практики.
  • Протокол промежуточной беседы. Цель - определение уровня адаптации молодого сотрудника в коллективе, готовности приступить к самостоятельной работе и принятие решения о необходимости продления или сокращения обучения. Проводится в среднем через две недели от начала практики.
  • Протокол рабочего дня, заполняемый молодым сотрудником. Цель: научить сотрудника не только выполнять план практики, но и оценивать свою подготовленность, дифференцировать наиболее важные для себя вопросы, требующие доработки; дать возможность куратору практики более лабильно подойти к ее осуществлению с учетом личностных и профессиональных особенностей каждого сотрудника с точки зрения способности быстрее или медленнее осваивать предложенный материал.
  • Дневник практики, содержащий сведения обо всех теоретических вопросах, которые специалист должен прослушать или проработать самостоятельно, и практических навыках, которые он должен освоить. При этом в дневнике дается ориентация на то, какие из предложенных манипуляций он должен освоить сам, какие - с помощью более опытного медицинского персонала, и какие может/должен только наблюдать. Цель: на основании дневника сделать вывод о готовности нового сотрудника к самостоятельной работе, об уровне его инициативности.

В настоящее время программа обучения организована по следующей схеме. Молодой сотрудник работает согласно календарно-тематическому плану. Накануне отработки каждой темы согласно сноскам под таблицами в дневнике практики медицинская сестра самостоятельно работает с текстовыми материалами лекций и материалами папки "В помощь медицинской сестре". На следующий день проводится дифференцированный опрос по данной теме. Это способствует мотивации молодых сотрудников к самостоятельному обучению. При необходимости после оценки результатов опроса проводится краткое теоретическое дополнение по вопросам, вызвавшим затруднение в понимании. Все это позволяет свести до минимума время, необходимое для теоретической подготовки, и уделить больше внимания отработке практических навыков. Отработка практических навыков по теме проводится в тот же день в учебно-методическом кабинете центра и только после этого - в отделении с отметкой в дневнике практики. После окончания цикла обучения проводится зачет и анкетирование молодых сотрудников с целью оценки обучающего курса.

Анкетирование, проведенное среди молодых специалистов, участвовавших в эксперименте, и сотрудников подразделений, в которых они проходили обучение, позволило сделать вывод о том, что разработанная программа соответствует своим основным целям и позволяет значительно сократить время, необходимое на подготовку и адаптацию нового сотрудника в условиях специализированного стационара.