RU EN
Интернет-портал Российского общества клинической онкологии

Материалы конгрессов и конференций

VI РОССИЙСКАЯ ОНКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО "СГОРАНИЯ" В РАБОТЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

В.А. Чулкова


ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России, Санкт-Петербург


Синдром "сгорания" в самом общем виде можно определить как неадаптивную реакцию на стресс, возникающий в результате профессиональной деятельности. По мнению большинства авторов, синдром "сгорания" наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, связанных с оказанием помощи другому человеку, испытывающему негативные переживания и оказавшемуся в критической ситуации. Сидром "сгорания" проявляется у врачей, медицинских сестер, учителей, консультирующих психологов, психотерапевтов, адвокатов и др. Таким образом, врачи и медсестры находятся в группе риска, и вопросы возникновения и профилактики синдрома "сгорания" приобретают для них особую актуальность.

Синдром "сгорания" не возникает внезапно, скорее можно сказать, что это процесс, в котором сам человек активно участвует. Исследователи выделяют три стадии этого синдрома.

Первая стадия: хроническая усталость, эмоциональное истощение и опустошенность. Люди, находящиеся на первой стадии синдрома "сгорания", часто приходят в состояние растерянности, теряют ясность мысли и способность разрешать проблемы. Избегание, дневные грезы, иллюзии, ощущение, что на них нападают, что они находятся в ловушке работы, частые смены настроения являются симптомами этой стадии.

Вторая стадия: на этой стадии описанные симптомы становятся более выраженными и постоянными. Фрустрация, неудовлетворенность, цинизм, нечувствительность к другому человеку и отрицание симптомов отмечаются на этой стадии. Становится трудно сосредоточиться. Энергетический уровень часто меняется и существенно снижается. Люди на этой стадии очень не уверены в себе и чрезмерно чувствительны к критике.

Третья стадия: на этой стадии люди чувствуют себя совсем разбитыми. Ощущение себя неудачником, отсутствие энергии, общая дисфункциональность, невозможность сосредоточиться, снижение иммунитета к болезням, депрессия - вот некоторые характеристики этой стадии.

Рассмотрим особенности профессиональной деятельности медсестер, которые способствуют возникновению синдрома "сгорания"

В первую очередь, необходимо отметить повышенное чувство ответственности, свойственное людям, оказывающим помощь другому человеку, их готовность помогать за счет собственных личностных ресурсов. Стремление помочь является для многих из них мотивом деятельности и отвечает потребности быть нужным и полезным. Удовлетворение этой потребности поддерживает их и дает чувство уверенности. Вместе с тем, отсутствие проясненной профессиональной позиции приводит к смешению личного и профессионального пространств медицинской сестры и служит источником стресса.

Психологической трудностью является высокий психоэмоциональный накал, характерный для работы в онкологическом учреждении. Он связан с выраженными переживаниями, а также физическими и психологическими страданиями людей, находящихся в кризисном состоянии болезни, которая угрожает их жизни. Медицинские сестры, постоянно общаясь с тяжелобольными людьми, часто бывают вовлечены в чувства своих пациентов. Сильные эмоции и страдания людей вызывают сочувствие и сопереживание. Нередко возникает идентификация с больным, "восприятие жизни становится нерадостным". Появляется страх перед заболеванием (медсестра маммологического отделения, обнаружившая у себя доброкачественное заболевание молочной железы, вспомнила выражение: "Судьба подслушала"; медсестра другого отделения боится обращаться к врачам при обнаружении у себя симптомов болезни). В качестве бессознательной защитной реакции от идентификации с больным, у медсестер появляется отчуждение, которое выражается во враждебности, даже агрессивности по отношению к больным, обособленности, формальном исполнении своих обязанностей.

Разговоры с больными о лечении, его результатах и прогнозе инициируют собственные переживания, связанные со смертью. По мнению одной из медсестер, мысли о смерти и страданиях у нее возникают гораздо чаще, чем у ее ровесников.

Психологической трудностью того же ряда является отсутствие гарантий излечения. Медсестры говорят, что "со временем видишь, как незначителен эффект от лечения, и теряешь веру в него, а больных надо подбадривать".

Трудность вызывают так называемые больные с проблемами, которые "выплескивают" на медсестер свои чувства (раздражение, злобу), провоцируя их эмоционально вовлекаться в ситуацию.

Повышенное чувство ответственности приводит к нереалистическим ожиданиям от себя, переживанием своей некомпетентности и, как следствие, самообвинениям и непропорциональной критике. Вместо разделения ответственности возникает присвоение ее. D. Larson считает словосочетание: "Если бы я только была более…" мантрой профессионального сгорания.

Нарушение межличностных отношений на всех уровнях, напряженность и конфликты в профессиональной среде, отсутствие или недостаточная поддержка со стороны коллег, трудности в осознании и разрешении собственных личностных проблем и неумение справляться со стрессами приводят к преобладанию эмоциональных отношений над профессиональными и увеличивают возможность возникновения синдрома "сгорания".

Монотонная рутинная работа ("каждый день одно и то же") также способствует "сгоранию".

Таким образом, наличие синдрома "сгорания" ухудшает качество работы медицинской сестры и негативно влияет на ее здоровье.

Что является профилактикой синдрома "сгорания"

Сгоранию препятствует формирование профессиональной позиции на основе осознания своих мотивов и потребностей, реализуемых в трудовой деятельности ("Кто я?", "Кто я как медсестра?", "Зачем мне нужно помогать другим людям?"). Размышления на эти темы делают процесс работы осознанным, позволяют понимать и принимать себя, помогают устанавливать границы своих ресурсов: что я могу, чего я не могу.

Важным является умение разделить личное и профессиональное пространства и адекватно распределить ответственность.

Необходимы некоторые сведения об особенностях психологических реакций больных на заболевание и лечение с тем, чтобы понимать психологическое состояние пациента на том или ином этапе лечения. Понимание и сочувствие к больному должно основываться не на идентификации с ним, а на позиции эмпатии. Карл Роджерс писал: "Ощущение внутреннего мира пациента, как будто это ваш собственный внутренний мир, но при этом сохранение качества "как будто" - это и есть эмпатия… Таким образом, это означает ощущать боль или радость другого человека так, как он их ощущает, и ощущать их причины так, как ощущает их он, при этом никогда не забывая, что именно как будто я был ранен, как будто я радовался и т.п. Если это "как будто" утрачивается, происходит идентификация".

Профессиональная позиция более продуктивно формируется на тренинговых группах, во время которых происходит обучение общению с онкологическими больными.

Важно также участие в тренинговых группах, работа которых направлена на выработку умения справляться с собственными стрессами и обучению адекватной заботе о себе.

Особенное значение для профилактики синдрома "сгорания" у медицинских работников имеют балинтовские группы. В этих группах царит эмоционально свободная и дружески солидарная атмосфера, которая позволяет делиться своими переживаниями, возникающими в процессе общения с больными, обсуждаются случаи из практики. Работа балинтовских групп способствует осознанию медицинским работником своего опыта переживаний, связанного с общением с тяжелобольными людьми.

Совершенно избежать синдрома "сгорания" в работе медицинской сестры сложно, но нельзя не обращать на этот феномен внимания и не стремиться к его предотвращению. С этой целью необходимо ввести в программу обучения медицинских сестер их психологическую подготовку.

Список литературы:
1. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики. Вестник РАТЭПП, вып. 1, СПб., 1995, с. 36-47.
2. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф., Ледерах-Хофман К. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. СПб, 2000, 287 с.
3. Мастерство психологического консультирования. Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. СПб, 2002, 183 с.
4. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М., 1999, 410 с.
5. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб, 2001, 456 с.
6. Larson D.G. The Helper's Journey. Champaign, Ill., USA, 1997, 279 p.